?

Log in

No account? Create an account
Полудохлый журнал.
刚才看到的道不一定是你的道路
Звукофилия. Продолжение. 
24-окт-2008 01:54 am
8. Акустика!

Акустика — это, в переводе с греческого, наука о звуке. Но, в наше время, когда слышат слово «акустика», то чаще всего перед глазами возникает образ красивых больших акустических систем, которые видел неделю назад в магазине, и которыми так бы классно было заменить тот древний музыкальный центр, что стоит у вас в гостиной, не правда ли?
Не поленитесь, проведите один простенький эксперимент. Если у вас есть диктофон, то поставьте, пожалуйста, на вашей аудиосистеме играть вашу любимую музыку, а сами включите диктофон и, держа его в руках, сядьте на то место, откуда вы обычно музыку слушаете. А потом воспроизведите записанное. Да, вот то, что вы слышали из диктофона и было тем, что вы слушали на самом деле.
Если у вас нет диктофона, то просто вспомните, как в телефоне звучит голос человека, который разговаривает с вами через громкую связь. И это — когда собеседник на расстоянии не более одного метра. А в трёх метрах, а?
Наш мозг вместе с нашими ушами являет из себя очень сложное устройство. Именно он «отфильтровывает» всю ту реверберацию, все те резонансные моды, которые возникают в комнате; создавая иллюзию, что мы слышим чистый звук. Но ведь это не проходит даром — мозг постоянно в работе, и подобное прослушивание в течение длительного времени будет вызывать усталость, если вообще не головную боль!
В любом случае, чем меньше ваша комната «звенит», тем лучше. Даже обычный ковёр, повешенный на стену сзади, или кинутый на паркетный пол, может значительно улучшить ситуацию. А вообще, акустика — это наука. И сделать нормальное помещение для прослушивания — это очень сложно и дорого. Гораздо дороже, чем стоит самый дорогой комплект аудиоаппаратуры, который вы можете купить в магазине.
Кстати, задумайтесь, а стоит ли гнаться за покупкой самых дорогих колонок? Вы уверены, что почувствуете разницу?
В отличие от студийной акустики, предназначенной для максимально точного воспроизведения звука, перед бытовой техникой подобных задач не ставится. (Ну, под студийной я не имею в виду маргинальное убожество типа Yamaha NS-10M или какой-нибудь Tannoy, я говорю о нормальной акустике.) У бытовых колонок задача одна — понравиться слушателю. Поэтому они могут резонировать, иметь кривую АЧХ, давать искажения, но для простого слушателя их звук будет гораздо приятнее, чем честное воспроизведение какого-нибудь Genelec'а. Ну и пусть — хотите красиво, пусть будет красиво. Главное — знать несколько простых аксиом и правил, чтобы выбрать именно то, что вам нужно.
Во-первых: главный критерий — это то, нравится вам, или нет. Остальное — вторично. И обязательно помните, что у вас дома колонки будут звучать совершенно по-другому, чем в демо-зале.
Во-вторых: акустические системы и усилитель — это единое целое. Мало того, что сопротивление АС должно совпадать с тем, для работы с которым предназначен усилитель. Мало того, что мощность усилителя должна соответствовать мощности АС. Но бывают и такие случаи, когда вроде всё правильно подобрано, а звучит отвратительно. Тут — только методом проб и ошибок. Ну, и слушать, конечно, обязательно.
В третьих: чем меньше в АС динамиков, тем лучше. Сделать в двухполосной системе хороший кроссовер, а потом согласовать высокочастотный и низкочастотный динамик по частотному разделению и по акустическим осям — очень сложная задача. Чаще всего необходима тщательная ручная настройка, а кто ж вам её делать будет? А если динамика три, то задача усложняется на порядок — и не ждите, что у вас будет ровная АЧХ и не будет фазовых искажений. А уж если вы купили «порталы» с кучей динамиков, то я вам просто сочувствую.
В четвёртых: размер АС зависит от размера низкочастотного динамика. А от его размера зависит, сможет ли «прокачать» колонка ваше помещение, или нет. Для комнаты размером в 15-20 кв.м. пятидюймового динамика будет достаточно (особенно если в колонке есть фазоинвертор, а других мне давно уже не попадалось). Да и четырёхдюймовый вполне справится с задачей. Так что ставить размером больше в квартире просто бессмысленно.
В пятых: не имеет особой разницы, стоят ваши системы на полу, на специальных подставках с шипами или подвешены на кронштейнах на стену. Гораздо больше на звук влияет то, насколько далеко тыльная часть колонок находится от стены. Не верите — проверьте. Как надо ставить? В идеале — заподлицо. А так — надо смотреть в каждом конкретном случае... И да, рекомендуется, чтобы высокочастотный динамик находился на уровне головы слушателя, а сами АС стояли находились на равном от него расстоянии.
А главное поймите, что компьютерные колоночки за 1000 рублей могут звучать гораздо лучше, чем дорогущие хайфайные колонки от известного производителя за 1000 долларов. Прецеденты были.

Продолжение завтра.
Kuroinu
Comments 
23-окт-2008 10:09 pm
Вырубило после слова «греческий». Жёсткое слово.

Вот этот пост более-менее поняла. Не то, что предыдущие. Да, не для моих мозгов, чего скрывать факт :)
23-окт-2008 10:12 pm
На самом деле, в предыдущих постах я тоже старался достаточно доступным языком всё излагать. Просто я изначально решил терминов не расшифровывать - кто их знает, тому оно не надо, а кто не знает - всегда в википедии, например, посмотреть сможет.
23-окт-2008 10:14 pm
Википедия да, всё знает почти.
24-окт-2008 08:28 am
Ну, чтоб басы бухали и верхи цыкали - это ж классическое представление у некоторых о прекрасном ;) 60Вт хватает - отлично. Главное, чтобы на той громкости, на которой обычно слушаешь, всё отрабатывалось без искажений.
24-окт-2008 07:45 am
Как ты относишься к мысли, что иимея 5-10к р. на акустику для компа лучше купить на них муз. центр, а не колонки?

ИМХО, выбор больше, можно много послушать в торгровом зале и
функциональность центра выше.
24-окт-2008 08:25 am
Хуже не будет, это точно ;)
24-окт-2008 07:51 am
Познавательно! А я вот не стала заморачиваться покупкой дорогущих ресиверов и колонок. Подумала, что все одно разницы большой по звуку в в жилой комнате не услышу. И не долго думая купила вот это: http://www.hifinews.ru/article/details/7158.htm . Дешево и сердито! На мои 20 метров вполне хватает кино посмотреть:)
24-окт-2008 08:24 am
Ну, единственно что я тебе хочу заметить, это что вот такие колоночки с кучей динамичков действительно очень странный звук дают. Причём динамики маленькие - низы они просто из-за физики хреново прорабатывать будут. На музыке ещё ничего - сабвуфер за них вроде как. А вот на кино однозначно недостаток по низам будет - там сабвуферный канал сам по себе.
24-окт-2008 08:26 am
А мне и так низы громкие не нужны. В доме есть такое существо как бабушка, ей все время все громко. Так что вполне хватает:)
24-окт-2008 08:30 am
Дык не громкие, а нормальные. Это две разные вещи. Нормальная проработка всего частотного диапазона никак не связана с общей громкостью.
24-окт-2008 06:07 pm
Блин, нет слов. Все восемь частей прочитал запоем. Такого доступного изложения темы не встречал ещё. Хотя, я так, только Автозвук и почитываю. Но у меня, благодаря твоим лекциям, теперь появилось несколько убойных аргументов в спорах с теми кто "слышит кабеля". Сегодня целый день выбирал себе новый саундбластер, наткнулся на твой журнал и задумался: - Мож, ну его нафиг." Вобщем, спасибо за науку, во френды, афтар пеши ещо :)
24-окт-2008 06:37 pm
Ну это, спасибо за лестные слова. Такими темпами до саундблястеров дойду через дня два-три.

Но главное - то, что я пишу - это просто из моего личного опыта и моих личных знаний и ощущений. Но я знаю и нескольких звукорежиссёров-аудиофилов. Причём хороших звукорежиссёров. Они и сами говорят "ну мы понимаем типа, что всё это фигня. Но ведь это ж не только звук, это эстетика. Это клёво, всё такое..." При таком отношении - это нормально. При серьёзном - это жесть. При серьёзном, связанном с жаждой наживы - буду бороться до конца дней своих! ;)
1-апр-2009 09:48 am
Здравствуйте. Есть к вам, как от музыканта к профессионалу, вопрос как раз по теме акустики, совершенно серьезный.

Я занимаюсь в данной довольно продолжительный момент дома аранжировкой рок-группы. Помещение ужасное. Хрущеба со старыми окнами, под окном шоссе, вокруг больные соседи, стол смотрит прямо на окно, на стене тонкие обои. максимум улучшений, которые я мог бы сделать — повесить АС на высоте головы, а не у пуза на столе держать.

Так вот. Задача простая: накрутить правильные органы, правильные синтезаторы, чтобы потом все это профессионал мог достаточно легко положить в микс. Сейчас работаю в довольно «убогих» закрытых наушниках AKG K141, что хоть как-то позволяет абстрагировать уши от квартиры. Картина в них приятная, но при попытке прослушать материал на бытовых колонках или 170-х акэгэшках, картина полностью нарушается. Звук становится не лучше, не хуже, а просто совершенно другой, и все попытки сделать изначальный сигнал гибким, нигде не выскакивающим и дополняющим проваливаются.

Я боюсь того, что я сделаю в наушниках более-менее красивую со своей точки зрения аранжировку, потом принесу к чуваку, и там внутри окажется такая стена звука, что он её уже никогда не разведёт прилично, а хочется этого избежать.

На что можно было бы потратить до штуки долларов, чтобы этого избежать?

Например, может ли улучшить ли ситуацию в таком помещении и для таких задач покупка бюджетных мониторов взамен бытовым свенам? Или может быть продолжать работать в наушниках, но на других? На каких например?
1-апр-2009 10:12 am
Ну, я бы начал с того, что стены бы подглушил. Если попроще и подороже - экофоном, если бюджетно - обрешётка брусом, роквул лайт-баттс (шумонет - то же самое просто в два раза дороже) и ткань. Пол заглушить, ковролин постелив.
По поводу "накрутить правильные" - если вы слышите в наушниках то, что вас устраивает, то в студии звукорежиссёр сможет свести нормально, пользуясь эквализацией и динамической обработкой.
На свенах, конечно, сводить не стоит. Но покупка бюджетных мониторчиков ближнего поля сильно ситуацию не улучшит.
1-апр-2009 06:43 pm
про расстановку колонок и расстояние от стены: "заподлицо" - это вплотную к стене? А в случае если отверстие фазоинвертора с тыльной стороны колонки? А если спереди? Совсем вплотную никак не получится, ведь по схеме 5.1 фронты надо повернуть немного в сторону слушателя. Спасибо за интересный и доступный материал!
1-апр-2009 07:02 pm
Пожалуйста.
"Заподлицо" - это в стене. Чтобы плоскость передней панели громкоговорителя совпадала с плоскостью стены. Так часто ставят мониторы в студиях - это позволяет избежать дифракционных эффектов на краях ящика и переотражени от задней стенки. Поскольку это студия - то и стенки там располагаются под таким углом, чтобы звук шёл на слушателя. Естественно ни о каких фазоинверторах, выходящих назад, тут речи быть не может. Кстати, ко всем мало-мальски приличным колонкам прилагаются поролоновые затычки для фазоинвертора. Если по низам запас есть, то ФИ можно заткнуть - может статься что низы "поразборчивее" станут.
1-апр-2009 08:41 pm
у меня не студия и стены не призмовидные:) Колонки без затычек на фаз.инверторе, двухполосники от aiwa, покупал в 2000 году 4 деки и 5 колонок, отдельно 65w Yamaha сабвуфер. Касательно последнего вопрос - high cut настроил в свое время так: чтоб играл ровно до границы откуда начинают звучать фронтальники (70Hz), на слух, чтобы небыло наложения (выпучивания) средних и высших басов, это правильно?

а касательно углов поворота в свое время руководствовался схемкой http://mediatory.ru/Pics/articles/spline/NuendoSpeakers_layoutFig24.gif Вроде за пяток лет страшных недостатков в географии не обнаружил, единсвенное что сделал выходы на тыл относительно погромче, чтоб сравнять по тестам с фронтом.
1-апр-2009 08:51 pm
Если нравится - то правильно ;)) Точнее уже нужны инструментальные замеры.
20-окт-2009 07:51 am
Кто-то
Пример с диктофоном некорректен по определению. Вместо диктофона попробуйте воспользоваться связкой микрофон + наушники (именно наушники!). Если все правильно сделаете, то ощущение звука будет практически таким же как и при реальном прослушивании. Разумеется, микрофон с наушниками должны быть приличного качества (например Октава МК-012 + AKG K 271).

Далее. Требования к усилителю не такие строгие как к АС, потому что в данной связке именно АС является слабым звеном. На счет согласования импеданса согласен, но причем тут пиковая мощность? Для этих целей на усилителе есть ручка "Volume".

И последнее. Диаметр динамика влияет не только и не столько на "способность прокачать", а в первую очередь на способность воспроизводить низкие частоты. Хотя здесь, конечно, огромную роль играет размер помещения и расположение в нем АС.
20-окт-2009 08:21 am
Октава - чудовищный микрофон. Требования строги как к усилителю, так и к АС, так как я неоднократно встречался с ситуациями, когда конкретный хороший усилитель с конкретными хорошими АС звучал отвратительно. Да, где я писал про пиковую мощность? Вот уж и правда никого не интересующий параметр.
А по поводу диаметра и низких частот - если рассматривать АС и помещение, как единую систему (а так оно и есть), то помещение является "нагрузкой" на динамики, и от способности выдавать мощность на низких частотах и зависит то, насколько много их будет слышно. То есть мы говорим об одном и том же.
30-окт-2009 01:41 pm
Кто-то
1. Я имел в виду [b]конденсаторный[/b] микрофон "Октава МК-012". На вкус и цвет, конечно, все карандаши разные, но у этого микрофона немало почитателей. В любом случае чудовищным его не назовешь. Но это не важно, напомню только, что изначально речь шла вообще о диктофоне.

2. На счет пиковой мощности, может я неправильно понял, смутила фраза "мощность усилителя должна соответствовать мощности АС". Но то, что требования [i]одинаково[/i] строги как к усилителю, так и к АС, не согласен. Акустика вносит искажений на несколько порядков больше, чем усилитель. Транзисторные усилители еще 30 лет назад умели честно воспроизводить звук не привнося в него слышимых искажений. Акустика же и сегодня не может этого обеспечить и, наверное, не сможет еще ближайшие несколько десятилетий. И если с данными АС усилитель А не звучит, а усилитель Б звучит, то скорее всего кто-то из них красит звук, пытаясь понравится слушателю. Возможно даже, что звук раскрашивают и АС, и оба усилителя, просто в случае с усилителем Б раскраска гармонирует, а с усилителем А - нет. Все сказанное справедливо в том случае, если усилители имеют режим "директ".

3. По поводу НЧ-динамиков, будем считать, что консенсус достигнут :)

Антипов.
2-дек-2009 04:09 pm
"У бытовых колонок задача одна — понравиться слушателю. Поэтому они могут резонировать, иметь кривую АЧХ, давать искажения, но для простого слушателя их звук будет гораздо приятнее, чем честное воспроизведение какого-нибудь Genelec'а."
И для непростого слушателя тоже )
Кстати, что считать честным воспроизведением - тоже довольно странный и неоднозначный вопрос.
2-дек-2009 05:40 pm
Честное - то, что можно использовать для контроля, то есть то, что не скрывает детали и не приукрашивает. Это моя парадигма кагбе.
12-янв-2010 11:12 pm

Не поленитесь, проведите один простенький эксперимент. Если у вас есть диктофон, то поставьте, пожалуйста, на вашей аудиосистеме играть вашу любимую музыку, а сами включите диктофон и, держа его в руках, сядьте на то место, откуда вы обычно музыку слушаете. А потом воспроизведите записанное. Да, вот то, что вы слышали из диктофона и было тем, что вы слушали на самом деле.
Если у вас нет диктофона, то просто вспомните, как в телефоне звучит голос человека, который разговаривает с вами через громкую связь.


Проще заткнуть одно ухо и послушать. Результат будет тот же. Старый звукаревый фокус - если хотите знать как звучит ваш голос в реальности - заткните одно ухо и говорите.
13-янв-2010 08:21 am
Обычно руку ещё прикладывают, чтобы голос направить ото рта прямо к уху. Старый вокалистский фокус.
This page was loaded окт 17 2019, 6:58 pm GMT.